|
| | |
|
ПТ САУ «Объект 268»
Высокая эффективность применения в годы Великой Отечественной войны
самоходных 152-миллиметровых пушек сделала этот вид техники одним из
самых перспективных. В глазах некоторых специалистов и военных САУ с
орудиями большого калибра и вовсе стали универсальным чудо-оружием.
Поэтому по окончании войны работы в этом направлении были продолжены.
Среди прочих производственных и конструкторских организаций тематикой
крупнокалиберных орудий для САУ занимались в конструкторском бюро Завода
№172 (г. Пермь). В середине 1954 года конструкторы 172-го завода
закончили инженерные работы по проекту пушки М-64. Это 152-миллиметровое
орудие посылало в цель бронебойный снаряд со скоростью около 740 метров
в секунду. При этом дальность прямого выстрела по цели высотой в два
метра равнялась 900 м. Что касается максимальной дальности выстрела, то
при оптимальном возвышении М-64 забрасывала снаряд на 13 километров.
Проект такого орудия заинтересовал военных и в марте 55-го Завод №172
получил задание подготовить всю документацию по новой пушке, собрать
опытный образец, а также собрать самоходку, вооруженную М-64.
В
качестве срока для сборки опытного экземпляра самоходки «Объект 268»
был назначен декабрь того же года. За основу для машины была взята
ходовая часть танка Т-10. Соответственно, все агрегаты остались
прежними. «Объект 268» оснащался дизельным двигателем В-12-5 с 12-ю
цилиндрами, расположенными по V-образной схеме. Максимальная мощность
дизеля составляла 700 лошадиных сил. Мощность двигателя передавалась на
планетарную коробку передач с механизмом поворота системы «ЗК».
Трансмиссия обеспечивала восемь передач переднего хода и две заднего.
Мелкозвенчатая гусеница перешла к «Объекту 268» без изменений, равно как
и семь опорных катков на каждый борт и по три поддерживающих.
Бронирование корпуса колебалось в пределах от 50 мм (корма) до 120 мм
(лоб).
Вместо родной башни танка Т-10 на шасси была установлена бронированная
рубка. Сварная конструкция из ровных трапециевидных листов имела
солидную по тем временам толщину. Так, лобовая плита рубки имела толщину
в 187 миллиметров. Борт был почти в два раза тоньше – 100 миллиметров, а
кормовой лист делался толщиной всего в 50 мм. Следует заметить, что
сваркой соединялись только лоб, борта и крыша рубки. Поскольку «Объект
268» задумывался исключительно опытной самоходной артиллерийской
установкой, было решено крепить среднюю часть кормовой плиты рубки
болтами. Благодаря этому в случае необходимости можно было быстро
демонтировать плиту и получить доступ к внутренностям рубки и к пушке в
том числе. В первую очередь, это было необходимо для возможной замены
опытного орудия.
Крупный калибр пушки М-64 заставил инженеров предусмотреть ряд
конструкционных нюансов. Так, для снижения длины отката – весьма важного
для самоходки параметра – пушку оборудовали двухкамерным дульным
тормозом. Кроме того, были применены развитые гидравлические
противооткатные устройства. Для удобства экипажа пушка имела механизм
досылания лоткового типа. Также М-64 стала одной из первых советских
пушек, которые оснащались эжектором. Благодаря этому «наросту» на стволе
орудия удалось значительно уменьшить загазованность боевого отделения
после стрельбы. В боевой укладке «Объекта 268» размещалось 35 выстрелов
раздельного заряжания. С пушкой М-64 можно было использовать всю
имеющуюся номенклатуру боеприпасов калибра 152 мм. Система крепления
пушки позволяла производить наводку в пределах 6° от оси по горизонтали и
от -5° до +15° в вертикальной плоскости. Для стрельбы прямой наводкой
«Объект 268» имел прицел ТШ-2А. Поскольку конструкторы и военные
изначально предполагали использование этой САУ и для стрельбы с закрытых
позиций, в дополнение к ТШ-2А был смонтирован прицел ЗИС-3. Командир
танка также имел в своем распоряжении дальномер-стереотрубу ТКД-09,
размещенный на поворотной командирской башне непосредственно перед
люком.
Дополнительное вооружение самоходки включало в себя один зенитный
пулемет КПВ калибра 14,5 миллиметров. Он размещался на башне и имел
боезапас в 500 патронов. В перспективе экипаж самоходки из четырех
человек мог также получить оружие для самозащиты, например, автоматы
Калашникова и гранаты. Кроме того, рассматривался вопрос об установке на
«Объект 268» спаренного с пушкой пулемета, однако особенности боевого
применения этого класса бронетехники не позволили сделать это.
Боевая машина с боевой массой в полсотни тонн и орудием калибра 152
миллиметра была готова в начале 1956 года и вскоре отправилась на
полигон. Обновленное боевое отделение и новое вооружение почти не
повлияли на ходовые качества шасси Т-10. Максимальная скорость,
достигнутая на испытаниях, равнялась 48 километрам в час, а одной
заправки дизельным топливом хватало на преодоление до 350 километров по
шоссе. Нетрудно посчитать удельный расход топлива: самоходка имела пять
баков. Три внутренних имели емкость по 185 литров (два задних) и 90
литров (один передний). Кроме того, на задней части крыльев конструкторы
Завода №172 установили еще по баку на 150 литров каждый. Итого около
20-22 литров горючего на каждые сто километров пути. При передвижении по
пересеченной местности скорость и запас хода, равно как и расход
топлива, значительно менялись в худшую сторону.
При проведении опытных стрельб «Объект 268» полностью подтвердил
расчетные характеристики пушки М-64. Дальность, кучность и точность
стрельбы этого орудия были значительно лучше аналогичных показателей
пушки-гаубицы МЛ-20, устанавливавшейся на самоходку времен Великой
Отечественной ИСУ-152. Прежде всего, на характеристиках сказалась длина
ствола. В то же время, новая пушка М-64 имела ряд «детских болезней»,
который только-только начинались устраняться.
К моменту окончания затянувшихся испытаний «Объекта 268» американские
танкостроители создали танк M60. Вскоре был готов и английский
Chieftain. Эти бронемашины имели очень хорошее вооружение для своего
времени и не менее солидную защиту. По оценкам советских военных и
ученых, «Объект 268», встретившись в бою с новыми зарубежными танками,
уже не являлся гарантированным победителем. Более того, к моменту
производства достаточного количества новых самоходок за рубежом могли
появиться еще более совершенные танки, бороться с которыми «Объект 268»
уже не смог бы. Поэтому в самом конце пятидесятых проект «268» был
закрыт и все планы на серийное производство новых САУ были отменены.
Единственный собранный экземпляр тогда же был отправлен в Танковый музей
в Кубинке.
Объект 268 - Официальный форум игры World of Tanks
|
Категория: В разработке | Добавил: [RONIN]Wood_Demon (08.07.2012)
|
Просмотров: 2916
| Рейтинг: 5.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
Персонализация | | Твоё звание на сайте - Гости | | |
|