ПОДВИГ ТАНКИСТА НИКОЛАЕВА Изумительный пример индивидуального мужества показали танкисты 2-го батальона 181-й бригады 18-го танкового корпуса, наступавшего вдоль левого берега Псела, который столкнулся с большой группой "тигров", изготовившихся открыть огонь с места. Чтобы лишить врага преимущества, которое давали ему более мощные орудия, командир батальона капитан П. А. Скрипкин отдал команду: "Вперед! За мной!" — и направил свой танк в центр вражеской группы. Первым же снарядом командирский танк пронзил борт одного из "тигров", затем, развернувшись, тремя снарядами поджег второй танк. К тому времени немецкие танки успели развернуть свои длинные орудия и открыли огонь по этому удивительно смелому русскому танку. Вражеский снаряд проломил борт, второй — ранил командира. Механик-водитель Алексей Николаев и стрелок-радист вытащили командира из загоревшегося танка и укрыли его в воронке. Но один из "тигров" двинулся прямо на воронку, чтобы прикончить советских танкистов. Тогда Алексей Николаев вскочил в свой горящий танк, завел двигатель и ринулся навстречу врагу.
Что подумали немцы об этом охваченном огнем советском тяжелом танке, узнать нам не дано. "Тигр" остановился, попятился, выстрелил по советскому танку, но промахнулся, стал разворачиваться, чтобы уйти от надвигавшейся горящей стальной машины. Слишком поздно! Пылающий на полной скорости врезался в "тигр". Гигантский взрыв потряс землю.
С подобным героизмом немцы повсеместно сталкивались на поле боя. Самоотверженный героический поступок Николаева был лишь одним из многочисленных подвигов, которые помогли русским одержать победу над немецкими танковыми дивизиями.
Биография Родился 12 (25) декабря 1912 года в селе Арефино Муромского уезда Владимирской губернии (ныне — в Вачском районе Нижегородской области)[1]. В десятилетнем возрасте лишился отца, который погиб во время Гражданской войны. Помимо Зиновия, мать в одиночку воспитывала ещё двоих детей. Когда дети подросли, семья переехала на постоянное местожительство в село Большое Загарино, где в это время организовался колхоз. 19-летний Зиновий активно участвовал в его организации. После окончания восьми классов средней школы учился в Горьковском индустриальном техникуме. 16 февраля 1933 года с третьего курса техникума был призван в ряды РККА. Курсант полковой школы при 49-м стрелковом полку 70-й стрелковой дивизии. В мае 1936 года окончил Орловское бронетанковое училище имени М. В. Фрунзе, присвоено звание лейтенант. После окончания училища как отличник, который имел право выбирать место службы, выбрал Ленинград, «который любил заочно». Служил в Ленинградском военном округе командиром танка 3-го отдельного танкового батальона 2-й танковой бригады. С октября 1937 по 1938 год обучался на Курсах усовершенствования командного состава, после которых служил помощником командира боепитания 210-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии (23.04.1938), командиром взвода 6-й отдельной танковой бригады (31.07.1938) и затем командиром танковой роты (16.11.1938). За пять дней до начала советско-финской войны 25 ноября 1939 года З. Г. Колобанов был назначен командиром танковой роты 1-й лёгкой танковой бригады на Карельском перешейке. Советско-финская война (1939—1940) Участвовал в советско-финской войне 1939—1940 годов. Прошёл от границы до Выборга, трижды горел. Журналист «Красной Звезды» А. Пинчук также опубликовал информацию, что якобы за прорыв линии Маннергейма Колобанов стал Героем Советского Союза (в начале марта 1940 года получил Золотую Звезду и орден Ленина) и ему присвоили внеочередное звание капитана. Но за братание его подчинённых с финскими военнослужащими после подписания Московского мирного договора от 12 марта 1940 года был лишён и звания, и награды. Тем не менее, сведений, подтверждающих получение З. Г. Колобановым звание Героя, нет — до начала марта 1940 года вышло шесть Указов о присвоении звания Героя Советского Союза за советско-финскую войну — 15.01.1940, 19.01.1940, 26.01.1940, 3.02.1940, 5.02.1940 и 7.02.1940 (каждый их этих указов публиковался в «Ведомостях ВС СССР», и на следующий же день в газетах «Известия», «Правда» и «Красная звезда»), ни в одном из них фамилии З. Г. Колобанова не было, вследствие чего информацию А. Пинчука следует считать не соответствующей действительности.
В годы Великой Отечественной войны Участник Великой Отечественной войны с 3 июля 1941 года. Переведён на Ленинградский фронт командиром роты тяжёлых танков КВ-1 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии. По информации журналиста «Красной Звезды» А. Пинчука, в 1-ю танковую дивизию З. Г. Колобанов попал из запаса. По словам З. Г. Колобанова, «поскольку у меня уже был боевой опыт — прошёл всю финскую и трижды горел в танке, то дали „старлея“ и назначили командиром роты.» 8 августа 1941 года немецкая группа армий «Север» начала наступление на Ленинград. По воспоминаниям В. И. Баранова, бывшего командира 1-й танковой дивизии: Шёл второй месяц войны. После непрерывных боёв под Псковом, Кингисеппом и Лугой дивизия, сдерживая натиск немцев, подошла к городу Красногвардейску (ныне Гатчина), Красногвардейск — важный узел железнодорожных и шоссейных дорог на подступах к Ленинграду. Обстановка складывалась для нас крайне неблагополучно. Части, обороняющие рубеж на реке Луге, были отрезаны от главных сил. Другие — с тяжёлыми боями отходили к Ленинграду. Посланные из глубокого тыла резервы ещё не подошли. Фашисты наступали огромными соединениями танков, стремясь смять наши войска и с ходу захватить Красногвардейск. Мы применяли засады тяжёлых танков, рассчитывая на мощь КВ. 14 августа части 41-го мотокорпуса из состава 4-й танковой группы захватили плацдарм на р. Луга у села Ивановское. В бою под Ивановским З. Г. Колобанову удалось отличиться — его экипаж уничтожил танк и орудие противника.
Экипаж танка: командир — старший лейтенант Колобанов Зиновий Григорьевич, командир орудия старший сержант Андрей Михайлович Усов, старший механик-водитель Николай Иванович Никифоров, заряжающий Николай Феоктистович Роденков, стрелок-радист старший сержант Павел Иванович Кисельков. Войсковицкий бой 18 августа 1941 года после тяжёлых боёв под Молосковицами З. Г. Колобанов прибыл в 1-й батальон 1-го полка 1-й танковой дивизии. Дивизия была пополнена новыми танками КВ-1 с экипажами, прибывшими из Ленинграда. Командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона старший лейтенант З. Г. Колобанов был вызван к командиру дивизии генералу В. И. Баранову, от которого лично получил приказ прикрывать три дороги, ведущие к Красногвардейску (ныне город Гатчина) со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа (через Таллинское шоссе): «Перекрыть их и стоять насмерть!» В тот же день рота З. Г. Колобанова из пяти танков КВ-1 выдвинулась навстречу наступающему противнику. Важно было не пропустить немецкие танки, поэтому в каждый танк было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов и минимальное количество осколочно-фугасных. Согласно исследованию О. Скворцова, события развивались так. Оценив вероятные пути движения немецких войск, З. Г. Колобанов направил два танка на лужскую дорогу, два — на кингисеппскую, а сам занял позицию на приморской дороге. Место для танковой засады было выбрано таким образом, чтобы прикрыть сразу два возможных направления: противник мог выйти на дорогу на Мариенбург по дороге от Войсковиц, либо по дороге от Сяськелево. Поэтому капонир КВ-1 № 864 старшего лейтенанта З. Г. Колобанова был вырыт всего в 300 метрах напротив Т-образного перекрёстка («Ориентир № 2») с таким расчётом, чтобы вести огонь «в лоб», если танки пойдут по первому маршруту. С обеих сторон от дороги находился болотистый луг, затруднявший манёвр немецкой бронетехнике. На следующий день 19 августа 1941 года, после полудня, экипажи лейтенанта М. И. Евдокименко и младшего лейтенанта Дегтяря первыми встретили немецкую танковую колонну на Лужском шоссе, записав на свой счёт пять танков и три бронетранспортёра противника. Затем около 14:00 после безрезультатно завершившейся авиаразведки по приморской дороге на совхоз Войсковицы проследовали немецкие разведчики-мотоциклисты, которых экипаж З. Г. Колобанова беспрепятственно пропустил, дождавшись подхода основных сил противника. В колонне двигались лёгкие и средние танки (предположительно Pz.Kpfw.35(t)) немецкой 6-й танковой дивизии (в других источниках также называются 1-я или 8-я танковые дивизии). Выждав, пока головной танк колонны поравнялся с двумя берёзами на дороге («Ориентир № 1»), З. Г. Колобанов скомандовал: «Ориентир первый, по головному, прямой выстрел под крест, бронебойным — огонь!». После первых выстрелов три головных немецких танка загорелись, перекрыв дорогу. Затем танкисты перенесли огонь на хвост, а затем и на центр колонны («Ориентир № 2»), тем самым лишив противника возможности уйти назад или в сторону Войсковиц. На дороге образовалась давка: машины, продолжая движение, натыкались друг на друга, съезжали в кюветы и попадали в болото. В горевших танках начал рваться боекомплект. По всей видимости, только немногие немецкие танкисты попытались открыть ответный огонь. За 30 минут боя экипаж З. Г. Колобанова подбил все 22 танка в колонне. Из двойного боекомплекта было израсходовано 98 бронебойных выстрелов. Я был в это время на наблюдательном пункте укреплённого района и слышал канонаду боя. Затем выехал на место. У перекрёстка дорог пылала груда немецких танков. Героический бой и, пожалуй, беспрецедентный в истории войны. Вот что сделали колобановцы — задержали надолго наступление противника на этом важном направлении. Не очень-то помогла фашистам 8-я танковая дивизия, брошенная на усиление механизированного корпуса. — П. И. Пинчук, бывший командир 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии Вместе с начальством к месту боя приехал и корреспондент газеты «Известия» Павел Майский, который заснял экипаж З. Г. Колобанова и панораму горящих машин. На сохранившемся снимке, сделанном сразу после боя, экипаж даже не выглядит уставшим.
[img][/img]
По приказу комдива В. И. Баранова экипаж занял второй капонир в ожидании повторной атаки. По-видимому, на этот раз танк был обнаружен, и танки огневой поддержки Pz.Kpfw.IV начали обстрел КВ-1 с дальней дистанции, чтобы отвлечь внимание на себя и не позволить вести прицельный огонь по танкам и мотопехоте, которые в это время прорывались в район учхоза и далее в Черново. Кроме того, им требовалось вынудить советских танкистов покинуть позицию, чтобы приступить к эвакуации подбитых танков. Танковая дуэль не принесла результата обоим сторонам: Колобанов не заявил ни об одном уничтоженном танке на этом этапе боя, а у танка З. Г. Колобанова разбило внешние приборы наблюдения и заклинило башню. Ему даже пришлось дать команду выехать из капонира и развернуть танк, чтобы навести пушку на немецкие противотанковые орудия, подкаченные во время боя к танку на близкую дистанцию. Тем не менее, экипаж Колобанова выполнил поставленную задачу, связав боем немецкие танки огневой поддержки Pz.Kpfw.IV, которые не смогли поддержать продвижение вглубь советской обороны второй роты танков, где она и была уничтожена группой танков КВ-1 под командованием комбата И. Б. Шпиллера[9]. После боя на КВ-1 З. Г. Колобанова насчитали более сотни попаданий (в различных источниках количество вмятин на броне танка З. Г. Колобанова приводится разное: 135, 147 либо 156). Таким образом, в результате экипажем старшего лейтенанта З. Г. Колобанова было подбито 22 немецких танка, а всего его рота записала на свой счёт 43 танка противника (в том числе экипаж младшего лейтенанта Ф. Сергеева — 8; младшего лейтенанта В. И. Ласточкина — 4; младшего лейтенанта Дегтяря — 4; лейтенанта М. И. Евдокименко — 5). Кроме того, лично командир батальона И. Б. Шпиллер сжёг два танка. В этот же день ротой уничтожено: одна легковая машина, артиллерийская батарея, до двух рот пехоты и взят в плен один мотоциклист противника. Несмотря на то что за 19 августа крупные потери в танках не были зафиксированы в немецких документах, это не опровергает заявленное советской стороной число подбитых танков. Так, 14 танков 65-го танкового батальона 6-й танковой дивизии, списанных на безвозвратные потери в период с 23 августа по 4 сентября, могут быть отнесены на результаты боя с ротой З. Г. Колобанова. А в начале сентября три роты 65-го танкового батальона были сведены в две смешанного состава. Остальные подбитые танки, по всей видимости, были отремонтированы. 7 сентября генерал-майор Эрхард Раус (нем. Erhard Raus) назначен временным командиром дивизии вместо генерал-лейтенанта Франца Ландграфа (нем. Franz Landgraf). О. Скворцов предположил, что «смена командира дивизии была вызвана результатами этого боя, а 19 августа стало таким позорным пятном для 6-й танковой дивизии, что во всех мемуарах события этого дня обходятся стороной». В сентябре 1941 года за этот бой командиром 1-го танкового полка Д. Д. Погодиным З. Г. Колобанов был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако руководство решило иначе. В сентябре 1941 года представление утверждено командованием 1-й танковой дивизии, однако в штабе Ленинградского фронта награда кем-то снижена до ордена Красного Знамени. Наградной лист с зачёркнутым красным карандашом представлением к званию Героя Советского Союза хранится в ЦАМО РФ. Колобанов получил орден Красного Знамени 3 февраля 1942 года. Командир орудия старший сержант А. М. Усов был награждён орденом Ленина. Остальные члены экипажа удостоены ордена Красной Звезды схема разположения танка З.Г.Колобанова
Родился 22 апреля 1914 г. в Баварии. C 1934 г. служил в вермахте, с 1936 г. — в войсках СС. Участвовал в операциях против Польши, Франции, Греции. В ходе вторжения в СССР командовал взводом штурмовых орудий, участвовал в сражении на Курской дуге.
С весны 1944 г. — в Нормандии. Здесь Виттман прославился в знаменитом бою у Виллер-Бокаж 13 июня 1944, где ярко проявилось как мастерство Виттмана, так и техническое превосходство танка «Тигр» перед машинами союзников. Он в течение 15 минут на своём «Тигре» № 007 в городе Вийе-Боккаж уничтожил 11 танков, 2 противотанковых орудия и 13 бронетранспортеров, полностью разгромив разведку 7-й бронетанковой дивизии англичан, так называемых «пустынных крыс», которые доставили немало хлопот даже самому Роммелю и которая прославилась ещё в Африке. Из-за действий Виттманна британский прорыв был ликвидирован.
Виттман погиб 8 августа 1944 г. в контратаке на высоту 122, вблизи города St. Aignan de Cramesnil. Наиболее распространённая версия гибели — попадание в борт «Тигра», которым командовал Виттман, подкалиберного снаряда из 17-фунтового орудия английского танка Sherman Firefly, в результате чего моментально сдетонировал боекомплект и машина взорвалась, уничтожив весь экипаж. При этом оторвалась башня танка.
Участие в боевых действиях: Польша (1939), Балканы (1940/41), Восточный фронт (1941-1944), Нормандия (1944).
Счёт уничтоженной техники противника: 141 танк, 132 противотанковых орудия. Большинство из них было уничтожено на Восточном фронте.
Тигры Виттмана: 5 июля 1943г. - Курск, Tiger № 1331, командир 3-го взвода, 13-ой роты, 1-го полка 1 LSSAH. Вторая часть номера "31" обозначалась цифрами более мелкого размера.
Ноябрь 1943г. - Tiger № S21. Использовался Виттманом в ходе советского осеннего наступления 1943 года (точная дата неизвестна).
6 июня 1944г. - Нормандия, Tiger № 205. Командир 2-й роты sSSPz.Abt.101.
13 июня 1944г. - Villers-Bocage (Нормандия), Tiger № 222. Виттман пересел на него в последнюю минуту из-за поломки двигателя на своём Tiger №205.
8 августа 1944г. - Нормандия, Tiger № 007. Последний Tiger Виттмана. Он погиб в нём.
Награды * Железный крест (1939) * 2-й класс (12 июля 1941) * 1-й класс (8 сентября 1941) * Кольцо «Мёртвая голова» * Рыцарский крест Железного креста (1944) * Рыцарский крест (14 января 1944) * 380й, Дубовые листья (30 января 1944) * 71й, Мечи (22 июня 1944) * нагрудный знак «За ранение» чёрный (1941) * нагрудный знак «За танковую атаку» в серебре (1941) * Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/42» (1942) * Памятная медаль (1938) * Памятная медаль участия в Аншлюсе (1938) * Награда СС за долгую службу * Упоминался в «Вермахтберихт» (13 января 1944)
Тигр № S21 Витмана и его экипаж. Слева направо: унтерштурмфюрер СС Михаэль Витман; роттенфюрер СС Бальтазар Воль; панцершутце СС Вернер Иррганг (Werner Irrgang); панцершутце СС Зепп Рёсснер (Sepp Rоssner); штурмманн СС Ойген Шмидт (Eugen Schmidt).
К моменту, когда была сделана фотография экипажа Витмана, на орудийном стволе его Тигра было 88 белых колец (побед). Фото было сделано пропагандистской ротой (Propaganda Kompanie — PK) SS-Buschel. 28 февраля 1944 г. подразделение Витмана, которым командовал гауптштурмфюрер SS Heinz Kling, насчитывало пять кавалеров Рыцарского Креста. Ими были унтерштурмфюрер SS Staudegger, унтерштурмфюрер SS Wendorf, роттенфюрер SS Woll, оберштурмфюрер SS Wittmann и гауптштурмфюрер SS Kling. Витман был единственным обладателем «Дубовых Листьев» к Рыцарскому Кресту. В период между 29 февраля и 2 марта 1944 года большая часть подразделения Витмана была переправлена в город Монс, в Бельгии. В ходе передислокации Витман получил под своё командование 2-ю роту sSSPzAbt 101 из состава LSSAH. После того, как Витман покинул Восточный фронт, он сказал, что советские противотанковые орудия были более трудными и более желанными целями, чем советские танки. 1 марта 1944 г. Витман женился на Hildegard Burmester, а свидетелем на свадьбе был его наводчик Бальтазар Воль. В то же время Михаэль Витман стал национальным героем, и его портреты можно было видеть в Германии повсеместно. Пропагандистская машина сделала его героем целой нации. В апреле 1944 г. Витман посетил завод компании Henschel und Sohn в Касселе (Kassel) и говорил с рабочими, благодаря их за неустанную работу по производству танков Tiger I. В ходе своего визита, он увидел сборочную линию поздней версии Tiger I Ausf E. В мае 1944 г. Витман вернулся в свою часть — sSSPzAbt 101 в составе LSSAH, которая к тому времени дислоцировалась в районе города Лижье (Lisieux), в Нормандии (Франция). В это же время его наводчик, Bobby Woll (кавалер Железного Креста 1-й и 2-й степеней и кавалер Рыцарского Креста), получил под своё командование собственный Тигр. Он принял участие в боях в Нормандии, где был ранен (в результате воздушного налёта) и оставался в госпитале до марта 1945 года. После этого он вернулся в часть и принял участие в последних боях на Западном фронте. Воль пережил войну и в мирное время стал электриком. Умер он совсем недавно — в 1996 г. Подробнее о Витмане читать сдесь
ОАО «НПК „Уралвагонзавод“» — российская научно-производственная корпорация, объединяющая предприятия, конструирующие и производящие военную технику и различные модификации грузовых железнодорожных вагонов. Головное предприятие — завод «Уралвагонзавод», расположенный в Нижнем Тагиле Свердловской области. «Уралвагонзавод» был создан во время пятилетки 1931—1936 годов. С 1936 года носит название «Уральский вагоностроительный завод». Изначально производил тяжёлые железнодорожные вагоны — первый вагон выпущен 11 октября 1936 года.
В 1941 году завод то и дело останавливал конвейер из-за систематических перебоев с лесом и металлом, нарушений технологического процесса, приводивших к перекосу рамы вагона ещё на этапе его сборки.
Во время Великой Отечественной войны «Уралвагонзавод» был переоборудован в крупнейший завод по производству танков. В конце 1941 года с западной части СССР сюда были эвакуированы одиннадцать предприятий, в том числе Харьковский паровозостроительный завод, Бежицкий сталелитейный завод. До конца войны «Уралвагонзавод» выпустил свыше 35 тысяч известных Т-34. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода. Кроме того, завод производил бронекорпуса для самолетов ИЛ-2, авиабомбы (типов ФАБ, ЗАБ, ХАБ), артиллерийские передки.
В послевоенное время завод снова сосредоточился на производстве вагонов, но быстро расширил свою деятельность и начал выполнять заказы военного, сельскохозяйственного, строительного и авиационно-космического характера. 19 марта 1946 года началось производство большегрузных платформ. В 1947 году завод приступил к производству полувагонов, в 1948 году — крытых вагонов. Опыт конвейерного производства танков, новейшие технологии, оборудование были использованы в период восстановления вагонного производства на «Уралвагонзаводе».
В 1952 году «Уралвагонзавод» получил задание на производство железнодорожных цистерн для транспортировки жидкого кислорода. В начале 60-х годов КБ криогенного машиностроения «Уралвагонзавода» совместно с учеными ВНИИ криогенного машиностроения разработали изотермические цистерны на основе вакуумно-порошковой изоляции. На этой основе на «Уралвагонзаводе» за 50—80-е годы XX века разработаны десятки модификаций изотермических железнодорожных и стационарных цистерн, широко использующихся в различных отраслях промышленности. Центральная проходная Уралвагонзавода
В 50-е — 60-е годы заводом были созданы и выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации.
На «Уралвагонзаводе» был разработан и с 1974 года производится танк третьего поколения Т-72 — один из лучших танков второй половины XX века, состоящий ныне на вооружении в армиях нескольких десятков стран мира.
В 1974 году с конвейера сошёл последний вагон с деревянной обшивкой.
С 1984 года завод носит название «Уралвагонзавод».
28 августа 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о преобразовании ФГУП «Уралвагонзавод» в ОАО "НПК «Уралвагонзавод». По сообщению пресс-службы президента, решение принято в целях «сохранения и развития научно-производственного потенциала в создании перспективных комплексов бронетанкового и артиллерийского вооружения, рационализации оборонного производства и повышения конкурентоспособности производимой продукции». Завершить создание корпорации правительству поручено за год.
Открытие южного пролета покрасочного цеха НПК «Уралвагонзавод», прошедшее 9 июня, вошло в топ-лист событий 2010 года по версии Минпромторга РФ.
В 2010 году в корпорации была создана интегрированная структура, которой руководит Центр корпоративного управления (ЦКУ) корпорации «УВЗ». [править] Слияния и поглощения
В 2010 году корпорация приобрела контрольный пакет акций французского завода «Sambre et Meuse», которое будет поставлять УВЗ литые детали для тележек, боковые рамы и другие комплектующие для вагонов. [править] Собственники и руководство
Продукция военного назначения
* Танк Т-72, экспортный вариант Т-72С * Танк Т-90, экспортный вариант Т-90С * Боевая машина разминирования БМР-3М * Инженерная машина разграждения ИМР-3М * Боевая ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, БРЭМ-1М * Танковый мостоукладчик МТУ-72 * Танковый бульдозер-снегоочиститель ТБС-86
Предприятие «Уралвагонзавод» способно производить 1,5 тысячи танков в год.
Награды
* Орден Ленина (26 марта 1935 и 31 декабря 1970) * Орден Октябрьской революции (15 сентября 1976) * Орден Красного Знамени (10 февраля 1943) * Орден Трудового Красного Знамени (16 июня 1942) * Орден Отечественной войны I степени (10 июня 1946) * Орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2006) * Орден Святого благоверного князя Дмитрия Донского II степени (2005)
УралВагонЗавод: Путь от Т-34 до Т-90 Уралвагонзавод - крупнейший в России производитель танков. Говорят, что он даже занесен в книгу рекордов Гиннеса не только как крупнейший танкостроительный завод, но и как крупнейшее по занимаемой площади промышленное предприятие...читать дальше
Когда весной 1919 года части Второй Украинской Советской армии в боях за станцию Березовка на подступах к Одессе захватили танки "Рено", один из них послали в подарок Владимиру Ильичу Ленину. На военном параде в Москве 1 Мая 1919 года вел этот танк красный летчик Б.И. Россинский.
Обладая довольно хорошей по тем временам проходимостью и удовлетворительной броневой защитой, танк был проще и дешевле других образцов подобной техники. Размещение 37-мм пушки во вращающейся башне — одно из главных его достоинств — позволяло быстро перебрасывать огонь с одной цели на другую, не изменяя направление движения машины. В целом танки "Рено" отличала компоновочная схема, ставшая потом классической: отделение управления — впереди, боевое — в середине, двигатель — в кормовой части. По объему выпуска "Рено" не имел равных; в общей сложности фирма построила их более четырех тысяч.
Летом 1919 года по рекомендации В. И. Ленина Совет военной промышленности принимает решение организовать производство отечественных танков на основе французского "Рено". Разработка проекта, чертежей и постройка были возложены на Сормовский завод. Здесь к тому времени уже накопили значительный опыт производства средств вооружения. Отсюда Красная Армия получила более 30 бронепоездов, 50 броневагонов, десятки специально оборудованных платформ для установки тяжелых орудий.
Ленинское задание вместе с трофейным "Рено" поступило на завод в августе 1919 года. С 12 октября начала работу группа по конструированию танков, инженеры Г.К. Крымов, П.И. Салтанов, В. А. Московкин и другие под руководством И.И. Хрулева и Ф.И. Нефедова разработали чертежи и технологию. Заводчане отдавали все силы на выполнение почетного заказа. Рабочие чертежи были подготовлены досрочно. Коллегия заводоуправления сочла возможным приблизить срок выпуска первой машины. Для изготовления коробки передач, бортовых фрикционов и приводов потребовались алюминий и шарикоподшипники. Выручили московские автостроители — они доставили необходимые части и материалы. Ответственным за создание двигателя был Московский завод АМО. Броневой лист поставил Кулебакский горно-металлургический завод.
В июне 1920 года рабочие завода получили от Ильича телеграмму: "Поздравляю рабочих-металлистов завода, рабочих листопрокатного, бандажепрокатного цехов с ежедневным выпуском для молодой Советской Республики 15 тонн бронелиста и по 16 бандажей. Это даст возможность Сормовскому заводу строить для Красной Армии танки... Председатель СНК и СТО Ульянов (Ленин)".
А уже в июле свои обязательства выполнили московские автостроители, поставив сормовичам двигатели мощностью 35 л. с. в точно установленный срок.
Лучшие мастера-механосборщики И.И. Волков, С.И. Ястребов, И.С. Мышкин, М.И. Телогреев, И.М. Орлов и другие сутками не уходили с завода и в рекордно короткие сроки собрали первый советский танк. И наконец 31 августа первенец вышел на испытания.
Это была семитонная боевая гусеничная машина. Клепаный корпус собирался на каркасе из уголков и состоял из катаных броневых листов Толщиной 6 — 16 мм, защищавших экипаж и механизмы от пуль и мелких осколков снарядов. Функционально корпус делился на три отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное.
В первом разместили рычаги и педали приводов управления и установили кресло механика-водителя. Для входа и выхода из танка служил трехстворчатый люк в лобовой части корпуса.
Боевое отделение включало в себя вращающуюся на 360° башню с установленным в ней вооружением. Командир танка, выполнявший одновременно функции наводчика и заряжающего, располагался здесь, стоя иди полусидя в брезентовой петле. Восьмигранную (в отличие от конической французской) танковую башню склепали из катаных броневых листов. На ее крыше закрепили невращающуюся наблюдательную башенку прорезанными по периметру смотровыми щелями, закрытую сверху колпаком. Входной люк находился в кормовом листе.
В лобовом листе башни на цапфах была установлена нарезная 37-мм пушка "Гочкис" с длиной ствола 16,5 калибров. Стрельба из нее велась только осколочными снарядами на дальность до 2 тыс. м. Скорострельность достигала 10 — 12 выстрелов в минуту. Полукилограммовый снаряд покидал ствол пушки с начальной скоростью 442 м/с. В боевом отделении хранился и боекомплект — 250 осколочных выстрелов. Наведение орудия по вертикали осуществлялось с помощью плечевого упора, а вращение башни — горизонтальная наводка — с помощью спинного упора.
Четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель АМО устанавливался в кормовой части танка. Механическая силовая передача состояла из дискового главного фрикциона, четырехскоростной коробки передач и бортовых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами.
Движитель — гусеничный, тракторного типа. Все его элементы монтировались на боковых рамах. На каждой из них устанавливались ведущие колеса, поддерживающие опорные и направляющие катки. Крупнозвенчатая гусеничная цепь с 32 траками огибала раму по периметру. Ширина трака составляла 335 мм, что наряду с полужесткой подвеской (корпус машины опирается на оси ведущих колес, а спереди, через две вертикальные спиральные пружины — на продольные лонжероны боковых рам) обеспечивало неплохую проходимость. Для преодоления окопов к корпусу сзади крепился "хвост".
Двигатель заводился вручную рукояткой — изнутри машины или снаружи. Средств связи на танке не было.
Машина была окрашена в защитный зеленый цвет, ставший затем традиционным для наших танковых войск.
Название нового танка родилось не сразу. Одни предлагали назвать его "Борец", другие — "За свободу". Наконец все остановились на том, что он должен называться "Товарищ Ленин". И вдруг кто-то предложил объединить три названия. Когда танк подготовили к испытаниям, рабочие на его бортах вывели надпись: "Борец за свободу товарищ Ленин", на башне нарисовали звезду и добавили "РСФСР".
Во второй половине 1920 года машину передали на испытание приемной комиссии Центроброни. От Сормова к Канавину его вели двое испытателей. Многие знали одного из них, Ивана Христиановича Гаугеля — старшего инженера, представителя Центроброни на заводе, бывшего моряка, входившего в число руководителей строительства бронепоездов.
Жители этих мест впервые увидели необычную машину, которая в поселке Вариха легко прошла через полусгоревший дом, неподалеку от торы Голеты пересекла болотистый участок, а потом успешно преодолела подъем на гору...
1 декабря 1920 года на имя В. И. Ленина поступил рапорт, в котором, в частности, говорилось: "Совет военной промышленности направляет Вам к сведению краткую справку о постройке первого танка русского производства. Все работы произведены собственными средствами русскими рабочими и техниками. Три таких танка (2 с пулеметами, 1 с пушкой) составляют боевую единицу, и к весне таких боевых единиц должно быть выпущено 5 (или 15 танков)".
Так, спустя 14 месяцев со дня получения ленинского задания, 15 декабря 1920 года, после полевых испытаний машина была принята и отправлена в Москву.
В течение 1921 года сормовичи сдали на вооружение Красной Армии танки "Парижская коммуна", "Пролетариат", "Красный борец", "Буря", "Победа", "Илья Муромец" и другие. Их называли "Рено-Русский", танк М или КС (Красное Сормово). Сначала машины вооружали или пушкой или пулеметом, а позже в башне стали устанавливать 37-мм пушку и пулемет. Подобное смешанное вооружение появилось на зарубежных танках только во второй половине 20-х годов.
За время гражданской войны удалось сформировать свыше 80 автобронеотрядов и 11 автотанковых отрядов. Седьмому автотанковому отряду, полностью оснащенному танками советского производства, выпала честь участвовать в параде на Красной площади 23 февраля 1922 года. Легкий танк М: